Наш телефон: (831) 215-10-67

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического и речевого развития дошкольного возраста

Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной , мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.
В эти условия входят:
• определённые организационные формы обучения;
• определённая система коррекционно-развивающего обучения (КРО);
• содержание индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий;
• индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут.
Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя:
• комплексную диагностику;
• индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;
• характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.
Материализацией индивидуальной программы сопровождения ребёнка с ЗПР и ЗРР является специальная индивидуальная карта сопровождения развития и обучения, в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку.
Организация обучения основывается на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития. Поэтому построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты: учитель – логопед, учитель – дефектолог. Таким образом, постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.
Все этапы диагностики, отражаются в «индивидуальной карте развития ребёнка».
Общие сведения о ребёнке.
• анамнестические данные
• данные обследования специалистов
• логопедическое и психолого-педагогическое обследование, которое включает:
1. внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица).
2. исследование движений и действий (состояние опорно двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев, динамический праксис, предметные действия, готовность руки к овладению письмом).
3. состояние познавательной деятельности (пространственные представления, временные представления, тактильный предметный гнозис, мышление (матрица фигур, классификация картинок «Что к чему?», «Почини коврик», счёт).
• изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления.
• состояние игровой деятельности.
• состояние психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление)
• состояние эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность).
• особенности речевой деятельности (звукопроизношение, фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь).
• анализ полученных результатов диагностики в соответствии с содержанием основных параметров в сводной таблице результатов
• основные направления коррекционно-развивающей работы в соответствии с которыми разрабатывается индивидуальная программа развития ребёнка (индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут).
Изучение каждого процесса происходит с помощью нескольких методик и оцениваются по 4 – бальной системе:
• низкий уровень – 1 балл,
• средний – 2 балла,
• выше среднего – 3 балла,
• высокий уровень – 4 балла.
Одним из вариантов, способствующих реализации особых образовательных потребностей, является «индивидуальный образовательный маршрут» дошкольника
В основе построения индивидуального образорвательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени, носит пролонгированный характер.
Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:
• Ступенчатая диагностика.
• Индивидуальный подбор педагогических технологий.
• Систематический контроль и корректировка.
• Наблюдение.
• Пошаговая фиксация.
Динамика коррекционно – развивающего процесса отражается в листе контроля динамики. Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов кабинета по итогам коррекционной программы. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.
Данный документ также включает в себя рекомендации, заключение об эффективности коррекционно – развивающей работы за данный промежуток времени и учебный год. Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень;относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень;отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика. Динамика развития зависит от выраженности нарушения, объёма нарушений (их локальности или тотальности), причин нарушений. Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического оследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности. Анализ полученных результатов динамики отражается в сводной таблице.

Источник:
Статья Пановой Натальи Владимировны, учитель-логопед, дефектолог http://festival.1september.ru/articles/604091/