Наш телефон: (831) 215-10-67
группа компаний ДИВО
группа компаний ДИВО
Частное дошкольное образовательное учреждение
"Центр "ДИВО" (ЧДОУ "Ц "ДИВО")
 

КОНСУЛЬТАЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Комплексная коррекционная помощь в развитии, воспитании и обучении детей

Ясная, понятная речь – залог настоящего успеха! Чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, нёбо.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, который помогает улучшить подвижность органов артикуляции, увеличить объём и силу движений, выработать точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

  1. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, как двигаются губы и язык. Взрослые не задумываются об этом, у них артикуляция — автоматизированный навык, а ребёнку необходимо обрести этот автоматизм через зрительное восприятие, постоянно упражняясь. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
  2. При выполнении упражнений лучше сидеть: так малыш меньше напряжён.
  3. Сначала сами проделайте упражнение, а потом пусть малыш повторяет за вами.
  4. Первоначально упражнения могут выполняться медленно, затем скорость можно увеличить. Но при этом важно следить, чтобы малыш выполнял упражнения точно и плавно.
  5. Логопедические занятия не должны быть скучными, поэтому для достижения лучших результатов превратите их в увлекательную игру. Например, можно предложить такие правила игры: ротик — это домик, губки — это дверцы, зубки – это заборчик.
  6. Если ребенок выполняет упражнения неправильно, его всё равно нужно хвалить: только так у него будет стремление добиться положительных результатов.

Начнём с упражнений для губ. Чтобы выполнить упражнение «Улыбочка», пусть ребёнок улыбнётся и удерживает губы, чтобы не было видно зубов.
А если сомкнуть зубы и улыбнуться так, чтобы зубы были видны, получится «Заборчик».
Ещё можно сделать «Трубочку» (вытянуть губы вперед).
Для выполнения упражнения «Бублик» нужно сомкнуть зубы, а губы округлить, слегка вытянув вперёд. Верхние и нижние резцы при этом должны быть видны.
Полезными будут и сочетания упражнений. Чередуйте, к примеру «Заборчик» и «Бублик».
Чтобы развить подвижность губ, рекомендуется выполнять следующие упражнения:
— чередовать «Трубочку» и «Улыбочку»;
— продемонстрировать, как разговаривают рыбки — для этого нужно хлопать губами друг о друга;
— показать, как фыркает лошадка: легко и активно выдыхать, пока губы не начнут вибрировать;
— изобразить «пятачок»: сначала проделать упражнение «Трубочка», а затем двигать губами влево, вправо и по кругу.

Для слабых губ подойдут такие несложные упражнения:
— пусть ребёнок нарисует круг или квадратик, удерживая карандаш губами;
— малыш удерживает губами салфетку из марли, а Вы пробуете её выдернуть.

В заключение приведём несколько упражнений для язычка:

— «Маятник качается». Нужно приоткрыть рот, улыбнуться и направлять кончик язычка поочередно то к одному, то к другому уголку рта.
— «Прячем конфетку». Нужно упираться языком то в одну, то в другую щёчку (рот при этом закрыт).
— «Почистим зубки». Рот закрыт, язык выполняет движения между губами и зубами.
— «Ах, как вкусно!». Нужно облизать губы — сначала верхнюю, а потом нижнюю. Чтобы малыш выполнял это упражнение с особым удовольствием, намажьте его губки вареньем или шоколадом.

Чтобы убрать речевые дефекты необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой систематически. После нескольких занятий результатов может быть не видно, но при прохождении целого курса можно добиться чистого и правильного произношения звуков и слов.

Важнейшие принципы занятий артикуляционной гимнастикой – регулярность и последовательность. Заниматься нужно несколько раз в день: не подолгу, а от трёх до пяти минут. От простых упражнений переходите к более сложным.

С какого возраста необходимо начать занятия артикуляционной гимнастикой?  Конечно, всё индивидуально, однако специалисты советуют начинать подобные занятия уже с 5 месяцев.  В возрасте 1-1,5 лет следует проводить гимнастику в игровой форме, при этом ребёнок необязательно должен сидеть за столом, он может быть занят другими делами. Начиная с 4 лет, занятия артикуляционной гимнастикой должны быть полностью осознанными и ребёнок должен следить за движением своих губ и языка в зеркало.