Наш телефон: (831) 215-10-67
группа компаний ДИВО
группа компаний ДИВО
Частное дошкольное образовательное учреждение
"Центр "ДИВО" (ЧДОУ "Ц "ДИВО")
 

КОНСУЛЬТАЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Комплексная коррекционная помощь в развитии, воспитании и обучении детей

Страхи – это ощущение беспокойства или тревоги, возникающее в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия.

Причин, по которым возникают детские страхи можно выделить несколько:

— перенесённая ребёнком психотравмирующая ситуация и боязнь её повторения;

— излишне частое напоминание ребёнку родителями о возникновении возможных неприятных ситуаций;

— сопровождение любых самостоятельных действий ребёнка эмоционально окрашенным предупреждением о подстерегающей на пути опасности;

— частые запреты;

— разговоры в присутствии детей о различных отрицательных явлениях (смертях, убийствах, пожарах);

— конфликты в семье, особенно, если источником невольно является сам ребёнок;

— разногласия со сверстниками, неприятие ими ребёнка;

— осознанное запугивание ребёнка со стороны родителей сказочными персонажами (Баба-Яга, Леший, Водяной).

Существуют также косвенные причины (предпосылки), которые создают условия для развития детских страхов. Так, неправильное поведение матери, которая берёт на себя роль главы семьи, вызывает у ребёнка беспокойство. Плохо действует на ребёнка стремление матери поскорее выйти на работу после декретного отпуска, при этом ребёнок чувствует острую нехватку в тесном общении с ней.

Более подвержены страхам дети из неполных семей, а также единственные дети в семье, ведь они становятся центром забот и тревог родителей. Возраст родителей также оказывает своё влияние – чем старше родители, тем сильнее склонны их дети к развитию тревоги и беспокойства. Влияет на появление страхов у детей и перенесённый мамой во время беременности стресс или конфликтная обстановка в её семье в период вынашивания ребёнка.


Чем родители могут помочь ребёнку:

  1. Внимательно выслушайте и постарайтесь понять чувства малыша: любой страх представляется ребенку реальной опасностью его жизни. Ребенок выплеснет свои эмоции, ослабит их, а Вы составите полное представление о причинах и картине его переживаний. Однако нельзя открыто настаивать на том, чтобы малыш рассказал о своих страхах, так как проблема обострится ещё больше и закрепится. Говорить с ним напрямую можно в том случае, если он сам проявляет инициативу. В противном случае, нужно осторожно наблюдать и задавать наводящие вопросы.
  2. Заверьте ребенка в том, что Вы его очень любите, и, если возникнет такая необходимость, обязательно защитите.
  3. Развейте фантазии малыша реальностью, найдя простые объяснения страшным, по его мнению, предметам и явлениям.
  4. Вместе читайте истории и смотрите мультфильмы, в которых героев преследуют различные страхи, а в конце они оказываются всего лишь фантазией (например, мультик про Крошку енота, который боялся собственного отражения в реке).
  5. Найдите ребёнку «дополнительных защитников» в лице игрушек, фонарика, одеяла.

Что категорически НЕЛЬЗЯ делать родителям:

  1. Наказывать ребёнка за его страхи.
  2. Насмехаться над ним, пытаясь уличить его в притворстве или глупости.
  3. Пытаться насильно «поместить» малыша в этот страх (заставлять его погладить собаку, которую он панически боится).
  4. Позволять бесконтрольно смотреть фильмы ужасов или читать книги/журналы со страшными сюжетами.

Если у Вас не получается справиться со страхами у ребёнка, не оставляйте это без внимания и обращайтесь к психотерапевту. Страхи дошкольного возраста, которые не уходят после 10 лет, служат предрасполагающим фактором к развитию тяжёлых неврозов.

Признаки патологических (невротических) страхов:

— Несоответствие страха и ситуации, которая привела к его возникновению;

— Затяжное течение страха, приводящее к выраженному нарушению общего состояния (сна, аппетита);

— Характерное поведение, направленное на избегание ситуации, вызывающей страх.