На всей планете насчитываются миллионы людей с нарушением слуха. Части из них для восстановления слуха достаточно простого слухового аппарата, но в ряде случаев их использование не эффективно, и на помощь приходят кохлеарные имплантаты.
Кохлеарный имплантат – медицинский прибор, позволяющий частично или полностью восстановить слух некоторым пациентам с выраженной или тяжелой формой потери слуха. Имплантат — это лишь начало пути восстановления. В этот период очень важно оказать ребенку профессиональную помощь логопеда и сурдопедагога.
Сурдопедагог акцентирует внимание на развитии слухового восприятия, речеслуховой памяти и внимания, а логопед – на произносительные навыки.
Логопед активизирует голос ребенка и развивает его артикуляционную моторику. На начальном этапе главным является не качество произношения, а интонационно-ритмическая структура слова или фразы, плавность речи, звучание голоса. Таким образом, первостепенным является работа логопеда над просодическим аспектом речи пациента – аспект, связанный с ударением, тоном и интонацией. Только после этого у слабослышащего постепенно начинает формироваться активный и пассивный словарь и связная речь. Отмечается, что дети с кохлеарной имплантацией не нуждаются в использовании сопряженной речи: совсем необязательно, чтобы ребенок произносил слово/фразу вместе с логопедом. Специалист не учит детей отдельным словам и фразам – он помогает осваивать речь, прислушиваться к окружающему миру.
В коррекционной работе со слабослышащими детьми выделяют четыре этапа:
- Начальный период развития слухового и речеслухового восприятия. Этот период связан с развитием у ребенка начального интереса к звукам. Важно активизировать голосовую активность, произнесения звуков и слов по подражанию.
- Основной период развития слухового и речеслухового восприятия. В этот период ребенок начинает понимать часто используемые слова и простые фразы. Он часто повторяет за взрослым слова, но не понимает их значение. Наблюдаются выраженные проблемы слухоречевой памяти – ребенок плохо запоминает слова. Необходимо формировать умение различать и узнавать все звуки речи (фонематический слух). Также развивается слуховой контроль собственной речи и формируется координация между слухом и артикуляцией (ребенок должен уметь повторять новое слово, даже если не понимает его).
- Языковой период развития восприятия речи (в том числе, и собственной речи). Главным в этот период является развитие системы родного языка. Большое внимание уделяется грамматике.
- Период развития связной речи и понимания сложных текстов. Этот период определяется дальнейшим накоплением словарного запаса, развитием грамматической системы и общих представлений об окружающем мире.
Важно понимать, что только комплексная и длительная работа может обеспечить положительный результат. Специалисты Консультационно-диагностического кабинета Центра «ДИВО» помогут преодолеть трудности, связанные с кохлеарной имплантацией, и создадут все условия для эффективного освоения речи