Наш телефон: (831) 215-10-67
группа компаний ДИВО
группа компаний ДИВО
Частное дошкольное образовательное учреждение
"Центр "ДИВО" (ЧДОУ "Ц "ДИВО")
 

КОНСУЛЬТАЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Комплексная коррекционная помощь в развитии, воспитании и обучении детей

Развивать речевые навыки ребенка лучше всего в свободном общении с ним, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся. Развивающие игры и упражнения всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре. Проводить с ребенком такие игры необходимо систематически. Этим можно заниматься на прогулке, по пути домой из детского сада, во время совместных домашних хлопот.

Игры на развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух. Развивать его необходимо, так как фонематический слух является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Обучение детей различать звуки способствует развитию внимания и слуховой памяти.

  1. «Услышишь – хлопни». Взрослый произносит ряд слов и просит ребенка хлопнуть в ладоши, когда тот услышит в слове какой-то определенный звук (например, звук [а], [л] или любой другой). Ребенок, сидя с закрытыми глазами, внимательно слушает слова и, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
  2. «Кто больше?» Взрослый просит ребенка подобрать как можно больше слов, начинающихся на определенный звук (например, на звук [б], [и] или любой другой. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. Повторы слов при этом недопустимы.
  3. «Запоминайка» Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют их. Первый ряд состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например:

3. «Зоркий глаз» Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук (например, все предметы, в названии которых есть звук [о], [ш] или любой другой) и определить его место в слове (в начале слова, в середине, в конце).

сад—сани

сок—шок

сумка—суп—сапоги

шапка—сын—шуба

 

Игры на увеличение словарного запаса ребенка

Словарный запас ребенка делится на активный и пассивный. Активный словарь – это те слова, которые ребенок использует в своей речи. Пассивный – слова, значение которых ребенок понимает, но сам их не произносит. Подобные речевые игры способствуют увеличению активного и активизации пассивного запаса. Богатый словарный запас помогает четко и ясно формулировать свои мысли.

 

1. «Правда или ложь»

Эта игра не только обогащает словарный запас, но и тренирует внимательность. Ваша задача называть вещь (возможно, две-три), а малыш должен сказать, правы вы или нет. Например, вы говорите:

— Чашка и ложка – это посуда.

— Да, верно, это посуда — должен ответить ребенок.

Другой вариант. Вы говорите:

— Собака и кошка – это птицы.

— Нет, ты не прав(а), собака и кошка – это домашние животные, — верный ответ малыша.

Ваша задача научить ребенка давать полные и развернутые ответы, таким образом, происходит увеличение словарного запаса. С помощью этой игры вы сможете выучить название многих предметов.

  1. «Сегодня я пойду…»

Суть этой игры состоит в том, чтобы смоделировать какую-либо ситуацию. Например, вы говорите ребенку: «Представь, что сегодня ты пойдешь в магазин игрушек, что ты там будешь делать?» Задача малыша состоит в том, чтобы составить небольшой рассказ из трех-четырех предложений (позже можно увеличивать количество предложений). Его повествование должно начинаться со слов: «Сегодня я пойду…». Варианты могут быть совершенно разными: в магазин, на улицу, в парк, в лес, на озеро, в музей и так далее.

 

  1. «Отгадай, что это» Взрослый описывает предмет, а ребенок должен отгадать, что это. Например:

Растут на грядке в огороде, мы употребляем их в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (яблоки).

  1. «Назови лишнее слово» Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». Например:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

зима, апрель, весна, осень, лето;

думать, ехать, размышлять, соображать;

храбрый, звонкий, смелый, отважный
и т.д.

  1. «Отгадай предмет по названию его частей» Взрослый называет части предмета, ребенок должен сказать, что это за предмет. Например:

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик)

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево)

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль)

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом)